Новый закон повысит bankability ГЧП-проектов - Новости - Инфралекс

Новый закон повысит bankability ГЧП-проектов

03.07.2015
Рубрика: Аналитика
1 июня 2015 года Государственная Дума приняла федеральный закон о «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».
Фото: Depositphotos

По замыслу инициатора проекта, Минэкномразвития России, закон должен обеспечить развитие сотрудничества в сфере ГЧП на уровне регионов России и муниципалитетов. Для этого на этапе третьего чтения в наименование закона было добавлено словосочетание мунициально-частное партнёрство.

На сегодняшний день значительное число регионов уже приняли региональный закон о ГЧП, однако, при отсутствии федеральной законодательной базы применение таких законов было ограниченным и в некоторых случаях вызывало вопросы у антимонопольных органов и органов прокуратуры. Прежде всего у региональных органов прокуратуры и антимонопольных органов вызывал вопрос соотношения норм региональных законов о ГЧП и законодательства о конкуренции, государственных закупках и приватизации.

Новый закон вводит важный элемент ГЧП-проектов – частная собственность на объекты ГЧП-соглашений и возможность их залога в обеспечение обязательств перед финансирующими организациями. Это существенно повышает bankability проектов и, соответственно, позволяет вкладывать частному партнёру больше средств в проекты.

Соглашения о ГЧП смогут стать реальной альтернативой государственным закупкам по многим социальным объектам. Начиная с 1 января 2016 года, когда вступит закон, будет возможно, например, создавать частные больницы, школы и детские сады и структурировать контракт с частным партнером на условиях частного финансирования и с обязательством публичного партнёра «Бери или плати» (Take-or-Pay). Такая модель означает, что государство возьмет обязательство оплатить не менее определённой части услуг частного партнера, независимо от того, что объем оказанных услуг в конкретном периоде был меньше.

Во многих аспектах закон перенял позитивную практику реализации концессионных проектов, такие как частная инициатива, прямое соглашение с финансирующими организациями, ограниченные случая досрочного расторжения договора и замена частного партнера. При этом законодатель разграничил действие закона о ГЧП и законодательства о концессионных соглашениях. Согласно статье 2 закона о ГЧП заключение концессионных соглашений должно быть урегулировано исключительно нормами закона о концессионных соглашениях.

Перечень объектов по закону о ГЧП и по законодательству о концессионных соглашениях не совпадает. В частности, по законодательству о ГЧП объектами соглашений не могут быть автомобильные дороги федерального, регионального, межмуниципального и муниципального значения, объекты водоснабжения, водоотведения и теплоснабжения.

Принятый закон не определяет конкретные формы ГЧП-контрактов, как это, например, предусмотрено в иностранных порядках. По смыслу закона, формы контрактов определяются с учетом элементов соглашения. Описание конкретных форм вполне возможно сформировать на уровне методических указаний уполномоченного федерального органа исполнительной власти Российской Федерации.

Закон вступает в силу с 1 января 2016 и Правительству России еще предстоит разработать и утвердить регламенты применения закона,

Принятие закона о ГЧП - это только первый шаг в развитие столь важной сферы в Российской Федерации. Сложные правовые и финансовые аспекты подготовки и реализации ГЧП проектов требуют от органов власти создания экспертной структуры на стороне публичного партнера, которая способна оперативно подготавливать, рассматривать и оценивать планируемые ГЧП проекты. Пока в России подобные органы не существуют, даже на федеральном уровне. В странах с долгосрочными рынками ГЧП-проектов такую функцию, как правило, выполняет специальная межведомственная экспертная группа.

Материал подготовил Руководитель практики Транспорта и Инфраструктуры «Инфралекс» Дмитрий Иванов

Поделиться