Будут ли агрегаторы отвечать за качество товаров и услуг - Новости - Инфралекс

Будут ли агрегаторы отвечать за качество товаров и услуг

10.10.2018
Ольга Плешанова, руководитель аналитической службы "Инфралекс", о регулировании деятельности агрегаторов специально для "РБК"
Деятельность агрегаторов начинают регулировать. Приняты поправки в закон «О защите прав потребителей», свои позиции высказал Верховный суд РФ. Агрегатор рассматривается как посредник, однако вопрос об ответственности посредников в России проработан слабо.

Отличить сайт интернет-магазина от сайта агрегатора непросто: и там и там могут предлагаться товары разных производителей, а оплата приниматься владельцем сайта. Юридическая разница при этом существенная: магазин (продавец) отвечает за качество и безопасность товара наряду с производителем, а агрегатор отошлет покупателя к тому, с кем покупатель, используя ресурс агрегатора, заключил договор. Этими «кем-то» могут оказаться, например, ресторан, таксист — индивидуальный предприниматель, страховая компания, полис которой получил клиент.

Из поправок в закон «О защите прав потребителей», принятых 29 июля (вступят в силу с 1 января 2019 года), следует, что агрегатор — это программа, электронный ресурс, позволяющий потребителю товара (услуги) одновременно ознакомиться с предложениями продавца либо исполнителя услуги, заключить с ним договор и произвести предоплату через владельца агрегатора. Владелец агрегатора — это, соответственно, любая организация либо индивидуальный предприниматель, которым принадлежит сайт (платформа).

Основное требование закона заключается в информировании потребителя о владельце агрегатора и о продавце (исполнителе услуг). При этом закрепляется общее правило: отвечать перед потребителем должен продавец (исполнитель услуг) — с агрегатора можно требовать только возврат предоплаты, если товар не передан либо услуга не оказана. О том, как должны строиться отношения агрегатора с продавцами (исполнителями), закон умалчивает, есть лишь обязанность агрегатора иметь «подтверждение своих полномочий», вытекающих из договора с изготовителем (продавцом).

Юридический статус агрегатора и его отношения с продавцами (исполнителями услуг) является главной проблемой. Агрегатор — кто он: агент, субагент, магазин, транспортное предприятие, справочное бюро? Неопределенность статуса проявлялась в различных ситуациях, анализ которых приводит к выводу о «многоликости» агрегаторов.

Подробнее на РБК:
https://pro.rbc.ru/fmcg/news/5bbcbeea9a7947629fb2ff7a?from=main_fmcg
Поделиться