Актуальные темы уголовного права и процесса. Июньский бюллетень практики Инфралекс
Представляем июньский выпуск информационного бюллетеня Практики уголовного права и процесса юридической фирмы «Инфралекс».
Новые разъяснения Верховного Суда по «предпринимательским» уголовным делам дали бизнесу дополнительные гарантии от давления силовиков. В принятом постановлении Пленума впервые запрещено обосновывать заключение под стражу корыстным умыслом обвиняемого предпринимателя — трюк, которым долгое время пользовались правоохранители и суды для обхода запрета на арест бизнесменов.
Кроме того, Верховный Суд подчеркнул недопустимость продления содержания под стражей в тех случаях, когда расследование ведется неэффективно, и напомнил о возможном реагировании на волокиту путем вынесения частного определения в адрес следственного органа.
Ценность для бизнес-сообщества будут иметь и разъяснения об особенностях прекращения налоговых дел, а также правовые позиции о применении к экономическим уголовным делам норм о крайней необходимости и обоснованном риске.
Однако практика правоприменения по-прежнему далека от замыслов. Подтверждением тому стал очередной арест фигуранта «списка Титова», добровольно вернувшегося в Россию для участия в уголовном процессе. Несмотря на гарантии, предприниматель был заключен под стражу вопреки позиции прокуратуры, которая, по крайней мере номинально, выступала против лишения свободы. Подобные случаи могут негативно сказаться на диалоге между бизнесом и уголовной юстицией, усилить недоверие к обещаниям власти.
Среди новостей нормотворчества выделяется принятие во втором чтении законопроекта, которым из-под действия особого порядка (когда при согласии с обвинением суд проходит без исследования доказательств) выводятся дела о тяжких преступлениях. В перспективе это может увеличить нагрузку на судебную систему на десятки тысяч процессов в год.
Европейский суд по правам человека вновь указал на системные недостатки российского уголовного процесса, связанные с необоснованным применением к подследственным наручников, а также помещение их в «клетки». Подобные действия нарушают запрет пыток и право на справедливый суд (статьи 3 и 6 Конвенции).
В качестве темы номера предлагаем вашему вниманию ответы на вопросы о риске привлечения к уголовной ответственности за контрабанду при провозе через границу предметов для личного пользования (например, денежных средств и ценностей).
Надеемся, что представленная информация будет для вас полезна и интересна!
Скачивайте полную версию обзора по ссылке ниже.