ФАКТЫ И ТЕНДЕЦИИ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА В АПРЕЛЕ, 2021
В минувшем месяце в сфере производства по уголовным делам и силового надзора продолжились точечные изменения.
Верховный Суд выступил с инициативой о рассмотрении жалоб на промежуточные судебные решения апелляционными судами общей юрисдикции единолично, в расчете на то, что данная мера перераспределит нагрузку в судах и позволит рассматривать дела оперативнее.
Глава Следственного комитета (СКР) провел перестановки в организации ведомства, изменив структуру следственных управлений на транспорте, а также передал в ведение ГСУ СКР «генеральский» главк — ГУ по расследованию особо важных дел.
Обновленная статистика Судебного департамента при Верховном Суде вскрыла ряд интересных тенденций, связанных с системой оперативно-розыскных мероприятий и следственных действий. В течение последних 5 лет силовики все реже используют систему прослушивания телефонных переговоров между абонентами и все чаще запрашивают данные о фактах соединений между ними.
Растет интерес силовиков и к банковской тайне, сведения о ней запрашиваются до возбуждения уголовного дела регулярным образом и активно используются для анализа всего массива информации.
В этом месяце также получил развитие вопрос с домашним насилием, причем тенденции наметились противоположные.
С одной стороны, Конституционный Суд указал на то, что необходимо внести изменения в ст. 116.1 УК («Нанесение побоев лицом, подвергнутым административному наказанию»), поскольку она допускает привлечение к административной ответственности лица, которое ранее было осуждено по этой статье.
С другой — Верховный Суд выступил за отмену частного обвинения в уголовном процессе по отдельным преступлениям.
Для жертв домашнего насилия ликвидация такого порядка может создать дополнительные барьеры на пути к справедливому правосудию, поскольку полиция в большинстве случаев отказывается реагировать на семейные конфликты.