ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ. БУДЕТ ЛИ ВВЕДЕН НОВЫЙ НЕНАЛОГОВЫЙ СБОР? - Новости - Инфралекс

ПАРНИКОВЫЕ ГАЗЫ. БУДЕТ ЛИ ВВЕДЕН НОВЫЙ НЕНАЛОГОВЫЙ СБОР?

16.10.2019
 
ИНФРАЛЕКС опубликовал анализ влияния на российский бизнес принятия Российской Федерацией Парижского соглашения, подготовленный Партнерами ИНФРАЛЕКС: Алексеем Поповым, Дмитрием Ивановым и Максимом Черниговским и юристами ИНФРАЛЕКС: Родионом Макиным и Никитой Устименко.
ИНФРАЛЕКС опубликовал анализ влияния на российский бизнес принятия Российской Федерацией Парижского соглашения, подготовленный Партнерами ИНФРАЛЕКС: Алексеем Поповым, Дмитрием Ивановым и Максимом Черниговским.

Правительственным постановлением от 21 сентября 2019 г. Российская Федерация официально приняла Парижское соглашение, тем самым взяв на себя обязательство ограничить выбросы парниковых газов к 2030 году до уровня 70% от показателя 1990 года. В отличие от Киотского протокола Парижское соглашение не устанавливает конкретный механизм снижения выбросов в атмосферу, а предоставляет государствам право самостоятельно определить те меры, которые страны будут принимать для достижения целей Парижского соглашения. Важно, чтобы усилия по снижению выбросов парниковых газов не привели к «ледниковому периоду» для российского промышленного производства.

ИЗ КИОТО В ПАРИЖ
С 2008 по 2012 год на Россию распространялись положения Киотского протокола к Рамочной конвенции ООН об изменении климата. Киотский протокол предусматривал количественные обязательства по снижению выбросов газов до определенного уровня. Однако положения Киотского протокола перестали применяться к России с 2013 года, когда срок действия первого периода обязательств по протоколу прекратился, а обязательства второго периода (до 2020 года) не были приняты. Учитывая, что уровень выбросов парниковых газов в новейшей истории России никогда не превышал уровень 1990 года, соблюдение Киотского протокола не требовало каких-либо серьезных усилий и потому никак не повлияло на российское национальное законодательство.
С Парижским соглашением сложнее. Сейчас уровень выбросов парниковых газов укладывается в коридор 70-75% от объема выбросов 1990 года, однако в 2020-х годах без специальных мер в случае даже минимального промышленного роста этот рубеж будет преодолен. Способы выполнения заявленных обязательств будут определяться национальным законодательством страны-участницы соглашения. В России соответствующие нормативные акты пока отсутствуют, но уже к 2020 году планируется разработать положение об адаптации Парижского соглашения к действующим нормам РФ. Иными словами, Парижское соглашение не будет напрямую влиять на работу действующих в России организаций, однако стоит ожидать активизации усилий профильных российских органов власти, которые ответственны за регулирование в сфере экологии.

МЕРЫ ПО СОКРАЩЕНИЮ ВЫБРОСА ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ, ПЛАНИРУЕМЫЕ В РОССИИ
Концепция законопроекта «О государственном регулировании выбросов парниковых газов» разработана в 2018 году во исполнение правительственного плана мероприятий по обеспечению к 2020 году сокращения объема выбросов парниковых газов до уровня не более 75 процентов объема выбросов 1990 года. Подготовка самого законопроекта включена в План реализации комплекса мер по совершенствованию государственного регулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения. Текст должен быть подготовлен к декабрю этого года. На совещании Правительства РФ, на котором было объявлено о принятии Парижского соглашения, также было упомянуто, что закон планируется принять в течение года. С учетом ратификации Россией Парижского соглашения велика вероятность, что этот срок будет соблюден.
На данный момент законопроект предусматривает введение в России системы стимулирования снижения выброса парниковых газов путем таких мер, как:
1. Установление целевых показателей прямых выбросов парниковых газов в целом для Российской Федерации и по отдельным отраслям экономики;
2. Установление общих требований к деятельности в целях сокращения выбросов парниковых газов и (или) увеличения их поглощения;
3. Выдача разрешений на прямые выбросы парниковых газов для регулируемых организаций (механизм квот);
4. Установление экономических механизмов регулирования в области выбросов парниковых газов и их поглощении поглотителями парниковых газов, в том числе механизма передачи единиц сокращения и единиц поглощения парниковых газов.
Кроме того, законопроектом предусмотрена возможность реализации в определенных отраслях экономики проектов, направленных на сокращение выбросов парниковых газов. Вероятно, к таким проектам будут, в частности отнесены проекты, способствующие поглощению парниковых газов, например, расширение площади лесов, меры по повышению плодородия почв, растениеводство и другие рекомендуемые экологами меры. Такие проекты могут быть простимулированы государством путем зачета затрат компании, реализующей проект, за счет платы за выбросы парниковых газов сверх установленных разрешениями объемов. Проект закона предусматривает и возможность получения прямой финансовой поддержки подобных проектов государством. Конкретный порядок реализации таких проектов будет определяться уполномоченным на это органом власти.

НЕНАЛОГОВЫЙ СБОР В СВЯЗИ С ВЫБРОСАМИ ПАРНИКОВЫХ ГАЗОВ
Механизм квотирования выбросов парниковых газов, видимо, станет одним из ключевых способов государственного регулирования в данной сфере. Впрочем, проект закона в этой части не предусматривает особой конкретики: установлено лишь то, что уполномоченный орган будет определять количественные ограничения по выбросу газов (квоты) для организации, в процессе деятельности которой происходят выбросы парниковых газов. Порядок выдачи таких разрешений и, вероятно, размер квот будет установлен Правительством РФ после принятия рассматриваемого закона.
Стоит отметить, что в случае превышения объема выбросов парниковых газов, установленных разрешением, организация будет уплачивать сбор, размер которого на данный момент не определен. Данный сбор, в том числе по мнению Минэкономразвития, обладает всеми признаками нового неналогового платежа. Таким образом, принятие закона с соответствующими положениями повлечет за собой увеличение фискальной нагрузки компаний, в процессе деятельности которых происходят выбросы парниковых газов. В первую очередь, дополнительная фискальная нагрузка грозит секторам, использующим ископаемое топливо: традиционной электроэнергетике на углеводородном топливе, транспортным секторам, металлургии. Из-за выбросов животноводческими комплексами метана, который тоже относится к парниковым газам, угроза есть и для некоторых отраслей сельского хозяйства.
Предполагается, что экономические стимулы побудят участников рынка внедрять технологии, снижающие выбросы парниковых газов, и тем самым помогут снизить скорость глобального потепления. Вместе с тем, заботясь об окружающей среде, не стоит забывать об экономике, от которой зависит благосостояние граждан России. Если увеличение фискальной нагрузки на участников рынка будет происходить слишком быстро, шоковые последствия для российской экономики будут не менее серьезными, как и чрезмерно быстрое глобальное потепление. Рекомендуем ключевым участникам рынка упомянутых выше секторов российской экономики включиться в обсуждение как законопроекта, так и других правительственных планов по борьбе с изменением климата. Чем раньше будут просчитаны экономические последствия новых регуляторных мер и чем раньше будут услышаны доводы в пользу наименее болезненных для экономики инструментов снижения выбросов парниковых газов, тем лучше для бизнеса и для экономики России в целом.
Поделиться