ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА ЗА СЕНТЯБРЬ 2020
Министерством юстиции разработан пакет поправок в Уголовный и Уголовно- процессуальный кодексы, которые нацелены на укрепление гарантий состязательности и обеспечения права на защиту. Среди положений законопроекта:
- закрепление права на копирование предъявленных обвиняемому материалов дела ещё до окончания расследования;
- наделение защитника правом вести аудио- и видеозапись следственных и процессуальных действий;
- усиленное обеспечение адвокатской тайны при обыске, выемке и осмотре у адвокатов;
- обязательная фиксация хода допроса и очной ставки при помощи технических средств, а также ряд других нововведений, цель которых — исключить привычные злоупотребления следственных органов и судов.
В случае принятия данных поправок ключевое значение будет иметь возможность быстрой и эффективной судебной защиты новых прав. Если же суды не займут принципиальную позицию по данным вопросам, то велика вероятность превращения инициативы в очередные мертвые статьи наподобие запрета заключения под стражу предпринимателей или обязательности удовлетворения ходатайств обвиняемого.
Генпрокуратура и другие правоохранительные структуры разработали совместное указание о прокурорском надзоре и ведомственном контроле за соблюдением прав предпринимателей в уголовном процессе. Само принятие документа является позитивным сигналом, поскольку говорит о том, что руководство силовых ведомств признает массовое нарушение закона и прав человека в ходе уголовного судопроизводства по экономическим составам. Однако конкретные новые механизмы пресечения нарушений представлены не были, в результате указание представляет скорее декларацию о намерениях, чем действенный правовой акт.
Не обошлось и без значимых судебных решений. Европейский суд по правам человека в противовес Конституционному суду России высказался по характерной для отечественного правопорядка проблеме проведения экспертиз в том же органе, который осуществляет предварительное расследование. В деле «Проскурников против России» оспоренный порядок экспертизы признан нарушением права на справедливый суд (ст. 6 Европейской конвенции по правам человека).
Надеемся, что представленная информация будет для вас полезна и интересна!