КОММЕНТАРИЙ ДМИТРИЯ СИБИЛЕВА В ПРАКТИКЕ ПРАВО.RU

Заградительные банковские комиссии формально законны, но на практике мешают клиенту проводить обычные операции, особенно в рамках публичных процедур, таких как банкротство.

В деле № А40-278108/2023 о банкротстве «ТПВ Рус» банк ПАО «Уралсиб» удержал 6,7 млн руб. (7,5% по тарифу) при переводе конкурсным управляющим средств одному из кредиторов — физическому лицу. Несмотря на то, что операция была обязательной и ее проводили по Закону о банкротстве, компания посчитала удержание комиссии неправомерным и обратилась в суд с требованием взыскать эту сумму как неосновательное обогащение.

Три инстанции отказались признавать комиссию неосновательным обогащением, поскольку: 

Верховный суд РФ занял принципиально иную позицию, признав поведение банка недобросовестным и ударяющим по конкурсной массе, а комиссию – заградительной, непропорциональной и экономически невозможной (в нарушение п. 3 ст. 845 ГК). Кроме того, ВС РФ напомнил:

По мнению Дмитрия Сибилева, старшего юриста практики Банкротства Инфралекс, Верховный суд последовательно развивает практику защиты клиентов от заградительных банковских тарифов. Эта позиция, по мнению юриста, критически важна для пресечения злоупотреблений доминирующим положением со стороны банков, которые используют завышенные комиссии, чтобы выручить сверхприбыль без дополнительных затрат на переводы. 

«Вероятно, банки будут стремиться нивелировать риски и разрабатывать схемы сокрытия заградительных тарифов. Например, маскировать комиссии под платежи за обслуживание или привязывать льготные условия к абонентской плате», - предположил Дмитрий.  

Подробнее