Комментарий Михаила Гусева на Право.Ru
Вчера Верховный Суд рассмотрел кассационную жалобу по делу № А07-1213/2016, в рамках которой разбирался вопрос о правилах индексации долга при введении банкротства: заменяют ли ее мораторные проценты и в течение какого времени можно подать такое заявление.
Обстоятельства дела таковы. Консалтинговая фирма взыскала с компании более 49 млн руб. задолженности по договору возмездного оказания юридических услуг, получила исполнительный лист. Должник указанное решение не исполнял, а в 2022г. и вовсе был признан банкротом. Спустя два года кредитор обратился в суд, чтобы проиндексировать присужденные суммы с момента вступления решения в силу до введения процедуры банкротства.
АС Республики Башкортостан отказал:
- убытки кредитора в банкротстве компенсируют мораторные проценты;
- срок обращения истек в августе 2023 года, т. к. он исчислялся с момента, когда должник фактически мог исполнить решение, а не с даты банкротства.
Апелляция и кассация, напротив, поддержали кредитора и посчитали, что заявление об индексации подано вовремя — в течение года после исполнения судебного акта. Должник решил обжаловать судебные акты в Верховный Суд, настаивая на том, что первая инстанция верно определила пропуск кредитором срока для обращения.
Михаил Гусев, руководитель практики Разрешения споров Инфралекс, пояснил, что основная проблема заключается в различном подходе судов к исчислению сроков давности для обращения кредитора с заявлением об индексации.
«Суды апелляционной и кассационной инстанций исходили из того, что применяется общее правило — годичный срок, который исчисляется с момента исполнения должником решения», - пояснил Михаил.