Комментарии Ольги Плешановой в статье в Регламенте
В 2025 году судебная практика для банков не просто пополнилась резонансными делами — она изменила баланс сил между государством, банками и их клиентами. Руководитель аналитического отдела Инфралекс Ольга Плешанова на примере громкого дела прокомментировала судебный тренд «Публичное право наступает: налоговики как главный игрок банкротств».
Какое судебное дело вы считаете наиболее значимым в 2025 году и почему?
Дело Инзенского деревообрабатывающего завода (должник в деле о банкротстве), Определение ВС РФ от 11.07.2025 306-ЭС24-23083 (2) по делу А72-19547/2022. Во-первых, дело всколыхнуло глобальные противоречия между публичным и частным правом — точнее, гражданским и налоговым, а также между позитивным правом и «правом справедливости», к поиску которого тяготеют суды. Во-вторых, дело вызвало масштабную дискуссию в юридическом сообществе. В-третьих, оно разрешилось парадоксальным образом — как по форме, так и по содержанию.
Каковы ключевые изменения, которые данное дело внесло в правоприменительную практику?
Дело стало причиной разъяснений Президиума ВС РФ, утвержденных 19 ноября 2025 г. в форме «вопрос-ответ». Из ответа следует, что суды должны буквально толковать и применять позитивную норму п. 2.1 ст. 73 НК РФ о том, что залог, возникающий из обеспечительных мер налогового органа, считается залогом на основании закона.
Какие решения судов в этом году вы считаете наиболее неожиданными и почему?
Решение по данному делу удивило трижды: 1) в момент вынесения определения ВС РФ, 2) в связи с попыткой надзорного обжалования, предпринятой Генпрокуратурой, 3) неожиданной развязкой, когда само определение ВС РФ осталось в силе, Генпрокуратура свое надзорное представление отозвала, а разъяснения по существу, опровергающие выводы СКЭС по делу, дал 19 ноября Президиум ВС РФ.