Ольга Плешанова прокомментировала меры ЦБ против необоснованной заморозки счетов

Число жалоб на несправедливо заблокированные счета снова выросло, в первом полугодии Банк России получил больше 110 тыс. жалоб на кредитные организации — на треть больше, чем в 2024-м. Самой проблемной категорией для потребителей стали расчетные счета, на них пришлось каждое пятое обращение. 

Как сообщил регулятор в своем Telegram-канале, сейчас идет работа над улучшением обмена данными с кредитными организациями. Речь — о законе против дропперов, который позволяет замораживать денежные операции при подозрении в мошеннических действиях. Зачастую под ограничения попадают добросовестные пользователи банков, например, после продажи криптовалюты. 

В ЦБ пояснили, что планируется реализовать два нововведения для помощи клиентам:

  1. Информирование из-за какой сделки наложены санкции. 
  2. Информирование о подразделении полиции, которое ведет расследование, если уже начато уголовное дело.
Этого для решения проблемы будет недостаточно, считает руководитель аналитической службы «Инфралекс» Ольга Плешанова: «При любой блокировке вам скажут, что программа выявила признаки подозрительной операции. Система проверяет максимум критериев, и вызвать вопросы у нее может если не назначение, так сумма или адресат. Насколько эффективными могут оказаться нововведения? Пару месяцев назад регулятор выпустил информационное письмо, в котором разъяснил, что необходимо четко различать основания для блокировок по 115-му антиотмывочному закону и по закону "О национальной платежной системе". То есть там, где идет речь о защитных мерах против мошенников. Также четко было указано, что клиент должен иметь подробную информацию, почему заблокировали операцию или карту, и что он должен сделать для разблокировки». 
По мнению Ольги Плешановой, ситуация во многом зависит от ЦБ: «Если он примет какие-то более решительные меры, тогда, может быть, что-то изменится».

Подробнее