Экспертные комментарии Артура Рохлина и Марии Кот в рубрике Практика Право.ru
В экспертном сообществе обсудили необоснованный рост цен. По закону бизнес не может злоупотреблять доминирующим положением, в том числе, компании не должны завышать цены на товары и услуги. Если нарушать это требование, бизнесу грозит штраф. Чтобы предупредить риски в этой части заранее, юристы рекомендуют организовать в компании систему антимонопольного комплаенса и регулярно проводить аудит. Если же антимонопольное дело уже завели, следует заручиться помощью экспертов, которые составят грамотный отчет о состоянии товарного рынка и экономически обусловленных причинах роста цен на нем. Такие заключения помогут убедить госорган в обоснованном изменении цены.
Среди экспертов рекомендациями поделилась старший юрист Инфралекс Мария Кот, отметив, что необходимо строить процедуру ценообразования в компании, на основе, в том числе, таких принципов:
- включать в цену только те расходы, которые прямо или косвенно связаны с производством и реализацией товара;
- не включать в нее чрезмерную прибыль;
- не превышать цены на товар, сформированных на сопоставимых рынках (они схожи, в том числе, по составу участников и нормативному регулированию).
Если компания решит сделать методику формирования цен частью антимонопольного комплаенса, то ее следует согласовать с ФАС.
Чтобы доказать обоснованность роста цен, Артур Рохлин, управляющий партнер, адвокат Инфралекс рекомендует предоставить в антимонопольный орган документы, подтверждающие что:
- в цену товара включены только те расходы, которые прямо или косвенно связаны с производством и реализацией товара;
- изменение цены пропорционально росту расходов на продукт. Они, в свою очередь, обусловлены, например, изменением госрегулирования, ростом тарифов и цен на сырье. Это могут быть и другие факторы ценообразования, которые одинаково влияют на всех участников рынка;
- рентабельность товара (отношение прибыли к себестоимости товаров или услуг) не превышает среднеотраслевые показатели.