Комментарий Владислава Шатрова на платформе PROбанкротство

Верховный Суд Южно-Африканской Республики ЮАР принял первое решение в поддержку исполнения решения Арбитражного суда Москвы в пользу российской «дочки» Google по делу о банкротстве, сообщили «Ведомости». Ордер был опубликован и направлен 1 октября для исполнения шерифу (аналог судебного пристава-исполнителя). 
По мнению Владислава Шатрова, старшего юриста практики банкротства Инфралекс, вынесенное Верховным Судом ЮАР решение во многом является прецедентными сразу по нескольким направлениям.

Крайне интересным представляется легализованный судебный акт Арбитражного суда г. Москвы, которым установлена недействительность сделки по правилам ст. 61.2 Закона о банкротстве. Указанное косвенно свидетельствует о том, что судебный акт (а значит, и глава III.1 Закона о банкротстве) не противоречит публичному порядку ЮАР. В контексте принятого судом Флориды весной 2025 г. решения об отказе в приведении в исполнение судебного акта АС Иркутской области о привлечении к субсидиарной ответственности, данный факт положительно характеризует и ЮАР (как нейтральную юрисдикцию), и российское банкротное законодательство.

Это важнейшее решение для развития института трансграничной несостоятельности.
С практической точки зрения это огромный прорыв, позволяющий в дальнейшем рассчитывать на признание полномочий российских арбитражных управляющих в иностранных судах. В то же время теоретикам скорее всего предстоит осмыслить подход суда ЮАР к признанию судебного акта о констатации недействительности оспоримой сделки и полномочий российского конкурсного управляющего. Возможной альтернативой являлось бы введение локальной процедуры банкротства в ЮАР, однако это потенциально не отвечало бы принципу процессуальной экономии.

Кроме того, решение Верховного Суда ЮАР позволяет российским кредиторам ссылаться на него как на прецедент при приведении в исполнение судебных актов российских судов в иных дружественных («нейтральных») юрисдикциях, например, в государствах Южной Америки.

Подробнее