АКТУАЛЬНЫЕ ТЕМЫ УГОЛОВНОГО ПРАВА И ПРОЦЕССА В СЕНТЯБРЕ, 2021
Новый деловой сезон ознаменовался традиционной законотворческой активностью – ведомства продолжили подготовку нормативных изменений в ожидании нового созыва Госдумы.
Следственный комитет нашел пробелы в защите данных предварительного расследования и лиц, ведущих производство по делу, от вмешательства в их профессиональную деятельность. Кроме того, ведомство посчитало необходимым усовершенствовать взаимодействие с Федеральной налоговой службой и подключить дознавателей к расследованию налоговых преступлений.
Генеральная прокуратура обновила порядок рассмотрения жалоб на действия и решения прокуроров и лиц, ведущих расследование по уголовному делу.
МВД поделилось планами развития системы участковых пунктов полиции в рамках социальной инфраструктуры. В недалеком будущем участковые все больше будут напоминать «службу одного окна». Их ожидает модернизация и подключение к единой системе «Безопасный город».
Вместе с тем ведомство работает над усовершенствованием собственной криминалистической базы. Министерство заказало исследование о возможностях определения характеристик преступника по геному, в том числе с использованием возможностей искусственного интеллекта.
Минюсту в минувшем месяце пришлось разобраться с локальным нормотворчеством подведомственного ему Центра судебных экспертиз, который наложил запрет на исследование материалов уголовных дел по гражданско-правовым договорам на возмездной основе. Мера вызвала серьезный переполох среди защитников по уголовным делам, поскольку обращения за заключениями специалистов часто используются в качестве инструмента доказывания.
Центробанк намеревается ограничить рынок криптовалюты вплоть до введения ответственности за её использование.
О рисках владения криптовалютой предостерегает также Комиссия по этике Совета судей в своем заключении. Она напомнил, что владение иностранными финансовыми инструментами для судей запрещено, а от ответа на вопрос о законности владения российской криптовалютой уклонилась. Судьи сами должны оценивать риски и решать вопрос о вложениях в новые цифровые финансовые активы.
ЕСПЧ признал, что российская полиция бездействовала и не смогла защитить жертву порномести и кибербуллинга. Верховый Суд разъяснил, что для адвокатского запроса не нужно согласие на получение персональных данных.